Планируете читать лекцию или проводить семинар, в котором будет несколько спикеров? Делимся своим опытом и разбираем ошибки.

Парная лекция: «Союз меча и орала»

на чтение 6 минут
В четверг Катя&Катя вели 3,5-часовое занятие для владельцев кафе и ресторанов в ЦНТИ Прогресс. Это занятие стало для нас не таким, как предыдущие, потому что мы наконец-то сфотографировали процесс, написали об этом статью и — в первый раз выступили вдвоем — как парные лекторы. Итак, в эту статью памятку мы поместили все 6 грехов, которые путешествуют и с юными, и с опытными лекторами. А какой же 7-ой? Правильно, выступать вдвоем!
Тайминг
Тайминг — первый и главный бич всех преподавателей. Есть преподаватели, которые спокойно относятся к затянувшейся лекции: если разговор интересный, то почему бы не поговорить. Совсем другая история, если вы тот лектор, который вынужден начинать позже из-за того, что в аудитории затянулся интересный разговор. Если вы недавно ездили в метро, то наверняка помните людей, которые пытаются успеть на «последний-поезд-счастья», благодаря которым составы так долго стоят в перегонах.
Для парной лекции красть время особенно опасно: человек, у которого ты крадешь время, стоит рядом с тобой.
Кедровый жмых: разрабатывать программу нужно вместе, чтобы знать материал друг друга. Зная, чего лишаются слушатели, легче себя контролировать.
«Если как следует отжать пример или кейс, получается кедровый жмых — ценное в кондитерском производстве вещество, в котором содержится вся польза примера. Кедровый жмых замечательно выводит шлаки из мозга.»
катерина иванова / проектный директор take the cake
важно учесть
Знакомство с аудиторией
Сильно, сильно мы волновались, представились, но с аудиторией познакомиться забыли. Именно так: нас двое, и мы вдвоем забыли. Потому что каждая думала: «Сейчас Катя спросит, я не буду мешать». Меж тем, знакомство — отличный способ сфокусировать внимание учеников и расставить акценты в лекции, заведомо выбросив лишнее. Если вы читаете не на курсах, а на этих ваших конференциях или вебинарах, где аудитория больше 30 человек, то знакомиться с каждым уже не стоит.
Кедровый жмых: обязательно спросить слушателей, с чем они приехали — с вопросами, неразрешимыми задачами и прочим. Все вопросы записать на флипчарте. В конце лекции удобно вернуться к флипчарту и показать, что теперь ученики сами могут ответить на свои вопросы. Voila.
Прищепки
Если беседа затянулась, слушатель третью минуту рассказывает, как он делает себе новый сайт, или преподаватель вспоминает с другим преподавателем, как они отлично разыграли клиента на День клиента, нужно доставать прищепки. Вешаем прищепку на источник помех —и возвращаем группу в русло учебы. Хитрость состоит в том, что прищепки нужно вешать в начале лекции. Заранее сообщите аудитории, что все обсуждения должны длиться не больше 2 минут. И потом, когда вы остановите обсуждение, никто не обидится, потому что условия игры известны заранее.
Кедровый жмых: Оговаривайте время обсуждений. Лучше, если это будут 2 минуты. Если обсуждение затягивается, вопрос выносится в конец встречи.
Азачемононадо

Когда я бываю лектором, я в восторге от кейсов, особенно от своих. Когда я бываю слушателем, меня больше всего бесят кейсы. Потому что на все тезисы у меня в голове есть 2 реакции:

  1. «Ого!»
  2. «Ну и что?»
Мне нужно много воздуха в выступлении, чтобы успевать обдумать задачу и решение в кейсе, чтобы выделить из решения мораль, совет и применимость к своей практике. Кейс — это такой авангардный спектакль, где нужно догадаться, что имел в виду автор. А если это 5-дневный курс и 8-ой спектакль за день?
Кедровый жмых: каждый пример нужно сопровождать моралью: польза, практическая применимость, границы эффективности, запишите, это важно. По этому принципу построена эта и многие другие наши статьи. Другие со звёздочками, поэтому резонера там нет.
Я, я, я
Вас разрывает поделиться своими знаниями, но коллега говорит, — а вы хотите дополнить, и всем видом это показываете. В итоге, аудитория видит одного нормального лектора, а второго пучеглазого. И наоборот. Молча дослушайте, пока вас не попросят дополнить. Кстати, такие ситуации происходят, если лекторы не репетируют выступление и не знают, чего ждать от коллеги. «Вот презентация, окей, погнали» — однозначно проигрышная ситуация. Хотя бы один прогон нужен, даже если вы выступаете вместе в сотый раз.
Мы, мы, мы
Если вы с коллегой давно знакомы, то обязательно накопили много шуток. В ходе лекции вы внезапно вспоминаете что-то из общего прошлого, приводите в пример, сами смеетесь, а аудитория ничего не понимает. Обратимся к верхнему абзацу: «…такие ситуации происходят, если лекторы не репетируют выступление…»
Кедровый жмых: практикуйтесь и используйте режим докладчика для экранных презентаций: помечайте в заметках к слайду примеры, сложные тезисы, ссылки. И тайминг — желательно, относительный, а не абсолютный («До 2-го перерыва осталось 5 минут и 3 слайда»).
автор катерина иванова, проектный директор