Офис — неотъемлемая часть рабочей среды или пережиток прошлого? Может ли компания существовать без офиса? Может ли работать эффективно? Оказалось, может.

Хватит жить прошлым, или бизнес в стиле Remote

на чтение 8 минут
Открывая агентство Take the Cake, мы сразу определились с тем, что нам необходимо, и с тем, чем можно пренебречь. Необходимы были: крутые специалисты, позиционирование, айдентика, сайт, кейсы, брифы, договора, формы отчетов и т. д. Что точно не входило в список необходимого, так это офис. Почему?
  • Потому что офис — это выгоды, не окупающие издержки его использования.
  • Потому что мы живем в XXI веке: множество технологий и сервисов позволяют создать полноценный виртуальный офис.
  • Потому что офис не помогает достигать результата — его достигают люди.
Именно поэтому мы приняли решение: опытные сотрудники, любящие свою работу, — да. Лучшие сервисы и программы для работы — да. Комфорт и удобство команды — да. Офис — нет.

Множество компаний работает на удаленной системе частично или полностью по всему миру. Страховые агенты, юристы, программисты и дизайнеры каждый день проводят скайп-конференции в отглаженных рубашках, сидя на уютном диване в пижамных штанах.

Первые компании, принципиально задуманные без офиса, начинают крепчать и соревноваться с крупными игроками рынка. Например, компания Automattic (создатель платформы для публикации сайтов Wordpress) — это 190 сотрудников из 141 страны, а ее директор Мэтт Мулленвенг недавно подчеркнул: «Если вы даете людям автономию для выполнения чего-то значимого и выбор окружающей рабочей среды, то происходят удивительные вещи».

Почему прогрессивные российские компании с азартом осваивают новые тренды в оформлении open-space'ов, но подчеркнуто холодно относятся к перспективе удаленной работы?

Мифы эпохи развитого потребления

1. Если у компании большой крутой офис, значит, она успешна.

Крупные и средние компании научились «продавать» свои офисы потребителям как побочный продукт брендинга: в офис «Яндекс» или Google организовываются экскурсии, веб-студии демонстрируют свои креативные пространства во всех подробностях, а остальные мечтают перебраться в БЦ поэлитнее. Давайте рассмотрим миф «крутого офиса» в рамках текущей экономической ситуации. В 2015 году в стране наметился кризис. Как следствие, бизнес-центры стремятся удержать арендаторов, квадратный метр дешевеет, и снять офис не проблема. А если говорить о промышленных помещениях, которые все чаще переделываются под офисные, то количество квадратных метров вообще теряет связь с уровнем успешности компании. Повесить красивые постеры и купить мебель из IKEA может практически любой предприниматель. И самое откровенное: количество сотрудников тоже не показатель. Сколько из тех, кто находится в офисе, настоящие специалисты? Я знаю компании, где штат специалистов на 60−70% состоит из бесплатной или почти бесплатной рабочей силы в виде стажеров.

2. Кто не в офисе, тот не работает.

Если на часах 14:00, а сотрудник на рабочем месте, это совсем не означает, что он успел сегодня поработать. Скорее всего он пришел, поболтал с коллегами за чашечкой кофе, проверил сообщения в соцсетях, посмотрел последние новости друзей, зашел на форум и высказался на острую политическую тему, доблестно отстояв свое мнение… Но на часах уже два, наступило время обеда. В итоге от рабочего дня остается 3-часовой огрызок.

3. Эффективное взаимодействие между сотрудниками возможно только в замкнутом помещении.

Мгновенные системы обмена сообщениями (Skype, WhatsApp и т. д.), системы группового обмена сообщениями (Slack, HipChat и т. д.), системы организации удаленной работы (Megaplan, Bitrix24 и т. д.) и, наконец, обычный email! Всего этого вполне достаточно, чтобы обсудить, делегировать и наладить рабочие процессы. Вспомните, ведь вы и в офисе очень часто общаетесь с помощью мессенджеров, чтобы постоянно не подходить к коллеге или не орать через весь кабинет.

Возможности Remote

1. Лучшие сотрудники со всего мира.

Виртуальный офис позволяет собрать настоящий dream team. У нас есть основной состав, который базируется в Санкт-Петербурге и периодически собирается для решения глобальных вопросов. Нишевые задачи, которых скапливается достаточно много, мы делегируем узким специалистам и привлекаем лучших из лучших. С Take the Cake сотрудничают копирайтеры из разных стран, которые хороши в ведении региональных проектов. В основном штате нет дизайнеров, но периодически они подключаются к задачам, кстати, один из них живет на Гоа. Расстояние больше не проблема — и мы предпочитаем измерять не удаленность, а профессионализм.

2. Сотрудники работают на результат, а не просиживают время.

Сами по себе 8 часов — это не результат, а понятие «рабочий день» никак не говорит об эффективности. Напротив, в системах удаленной работы есть необходимые метрики, которые позволяют по-новому взглянуть на производительность сотрудников. Мы знаем, сколько времени нужно на выполнение конкретной задачи, мы знаем, насколько принятое решение было эффективным. И для компании, и для проекта не имеет значения, выполнял сотрудник задачу, сидя у себя на кухне или в лежаке у моря.

3. Меньше рутины, больше креатива.

Я работал в офисе 7 лет. И я не единственный, кому знакомо ощущение рутинности. Оно опустошает. Проснулся в 9 утра, умылся, позавтракал, за час доехал до работы, 8−9 часов в офисе, и еще час на дорогу домой. Изо дня в день, одно и тоже. Работа на удаленке делает человека хозяином своей рутины: хочешь — скучай, хочешь — разнообразь неделю по полной. Летом я несколько месяцев работал из загородного дома. Из всего большого офиса мне нужны были для работы две вещи: мобильный телефон с 3G и ноутбук. Утром делал зарядку, купался в озере и затем сидел на веранде, попивая чаек, работая над проектами. Думаете, клиенты хоть чуточку пострадали? Нет. А в это время каждый второй сотрудник в любом городском офисе считал часы до возможности выехать за город и подышать свежим воздухом. Вряд ли это положительно сказалось на его проектах.

Всё это я к тому, что, выбирая компанию, нужно в первую очередь смотреть на ее проекты. Посмотрите кейсы, почитайте про подход, позвоните, в конце концов, клиентам этой компании.

В заключение, признаюсь честно, статья родилась спонтанно — в ответ на реакцию потенциального клиента, который сказал, что мы ему ОЧЕНЬ понравились, но ему нужна компания с офисом. На вопрос «Зачем?» предметного ответа не последовало. Подозреваю, не обошлось без мифов.

Это первая статья о пользе удаленной работы, но далеко не последняя. Я не говорю, что у нашей команды никогда не будет офиса, и не доказываю, что компаниям офисы не нужны. Ее суть — в том, что основной капитал компании, которая оказывает интеллектуальные услуги, — это сотрудники, способные решать задачи клиентов. И выбирать маркетинговую команду нужно исходя из этого.

Если вас заинтересовала статья об удаленной работе, прочитайте книгу авторов Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона «Remote. Офис не обязателен». В ней подробно описаны преимущества и недостатки работы на удаленке, а также даны инструкции, как правильно перевести свой бизнес в режим Remote.
автор никита кальвинов, генеральный директор
кейс tTC+
Pizza Service
кейс по теме
продолжить чтение
Какой аудит проводить? Технический, SEO, юзабилити или маркетинговый? И в чём разница?
статья по теме