Как лечить цифровой маркетинг со знаком «минус»
[ база знаний ]
[ На чтение 5 минут ]
Все западные теоретики маркетинга советуют разрабатывать антикризисный план уже при основании фирмы, чтобы в нужный момент подкорректировать его и быстро запустить.
[ статья обновлена 06.06.2015 ]

Отрезаем каналы

Вам понадобится калькулятор. Посчитайте окупаемость каждого канала, желательно, вплоть до конкретных кампаний: детализация поможет правильно извлечь дёготь из мёда. Случается, что одно убыточное объявление портит статистику всей кампании, а одна убыточная кампания портит статистику всему каналу. Чтобы заметить такие очевидные вещи, нужно регулярно вести статистику, не забывая обрабатывать полученные данные. Если они у вас есть, то смело приступайте к антикризисной оптимизации, которую мы разложили на 5 шагов ещё в далеком тревожном январе.

Решение об отключении каналов может быть и временным: зная о летнем спаде для своей тематики, можно без риска отключить «имиджевые» работы (например, копирайтинг), оставив только те инструменты, которые работают на быстрые продажи (например, Директ).
Вы понимаете причину неэффективности канала, ваши догадки подтверждаются статистикой. Вы уверены, что отключение канала будет более выгодным, чем устранение причины неэффективности канала.
Никита Кальвинов
директор TAKE the cake

Отрезаем бюджет

Перебрасывать бюджеты между каналами — одна из самых опасных тактик в кризисный период, потому что простое увеличение бюджета может и не дать пропорционального роста ROMI по каналу. В ситуации, когда рынок перегрет, а покупательская способность снизилась из-за растущего уровня безработицы и беззарплатицы, простое вливание денег в Директ не принесет кратного увеличения прибыли. Разумеется, мы взяли утрированный пример, на практике всё сложнее, и для принятия «простых» решений о перераспределении бюджета придется анализировать не только отчеты веб-счетчиков.
Ваше предположение о взаимном росте инвестиций и ROMI основывается не на деловой интуиции, а на цифрах. Вы скорректировали воронку продаж с поправкой на кризис.
Никита Кальвинов
директор TAKE the cake

Отрезаем маркетологов

Сокращение штата поможет только в том случае, если ваши рекламные бюджеты сопоставимы с зарплатными затратами маркетингового отдела. Если вы твердо намерены резать, то разумнее не перегружать 1−2 работников загрузкой, прежде рассчитанной на 5 человек, а отдать всё на аутсорс. Некоторые агентства специализируются на подобных услугах, предлагая существенную экономию: за одну зарплату вы получите целый удаленный штат. Как правило, это абонентское обслуживание, в которое входят услуги производственников: дизайнеров, копирайтеров, оптимизаторов и пр. Одно «но»: вы не сможете контролировать их так, как собственный штат; аутсорс включает фиксированное количество рабочих часов специалистов, которые менее ответственно подходят к задачам, потому что таких, как вы, у них десяток/день.Экономия достигается за счет быстрого выполнения однотипных дискретных задач, поэтому приходить за такой услугой нужно с готовой стратегией.

Аутсорс удобен, и о нем легко можно забыть: часто клиент забывает сообщить агентству об изменениях в стратегии и даже о таких крупных событиях, как запуск нового продукта или направления. Иногда (наш копирайтер не даст соврать) специалист узнает появлении новой торговой марки из новостей, и целый ряд задач провисает: не согласована текстовая подача, фирменный стиль головного бренда и нового продукта, информационная поддержка и презентационные материалы в офлайне и онлайне.
У вас есть ясная антикризисная стратегия, по которой вы будете требовать и контролировать результаты. Взгляд на основные KPI по всем инструментам совпадают у вас и у агенства, рабочие часы и KPI прописаны в договоре.
Никита Кальвинов
директор TAKE the cake

Дисклеймер:

Если вы сейчас подумали: «О, я же говорил, что надо отключить пару каналов: всегда сомневался в их эффективности» или «Всё верно, завтра же уволю дизайнера», не торопитесь: в цифровом маркетинге не существует двух одинаковых антикризисных таблеток. Вам нужен собственный план, который сработает именно сейчас и только для вашего бизнеса, иначе говоря — стратегия. И чем больше в ней будет цифр и подсчетов, тем лучше.
Автор
Никита Кальвинов, генеральный директор