Начнем с основ. Когда мы заводим речь об отзывах в интернете, мы сталкиваемся с 3 важными понятиями.
- ORM (online reputation management) — управление вашей репутацией в интернете в целом. Основные инструменты работы: контент-маркетинг, SMM, SERM, SEO. Суть: максимально заменить негатив и безразличие в сети на положительные настроения. Работать с ORM нужно с первых дней, как только вы запускаете бизнес в интернете.
- SERM (search engine reputation management) — управление вашей репутацией непосредственно в выдаче поисковых систем (Яндекс и Google). Суть: сформировать максимально положительный образ компании в топ-30 выдачи Яндекса, Google и других поисковых систем, удалять или опускать за топ-50 негативные материалы.
- HM (hidden marketing) — завуалированное маркетинговое воздействие на пользователей для улучшения вашей репутации в их глазах. Суть: предлагать товар ненавязчиво, таким образом, чтобы пользователь не понимал, что идет процесс рекламы, но при этом проявлял интерес и лояльность. Этот инструмент присутствует и в комплексном OMR и частично в SERM. Воздействие обычно ведется через лидеров мнений.
Существует большая опасность в том, что отзывы о компании отображаются в поисковых системах по ряду запросов, причем порой выше вашего сайта и на авторитетных площадках, например, на сайтах отзовиках или на геолокационных сервисах, что основательно портит вашу репутацию. Пользователи же именно на одной из последних ступеней воронки обращаются к поисковой системе, чтобы найти отзывы о вас, поэтому основной акцент при работе с репутацией мы делаем непосредственно на SERM.
Перед тем, как мы начнем говорить про то, как корректно работать с SERM, хочется зафиксировать внимание на важном тезисе: негативные отзывы, саркастичные обзоры —
это лишь симптомы наличия проблемы внутри компании, а первоисточники всегда нужно искать внутри коллектива, производственной цепочки, логистики.
Прежде чем реагировать на оставленный негатив в интернете, обязательно изучите суть проблемы, выясните, на каком этапе она возникла, проведите беседу с сотрудниками (либо прослушайте запись разговора менеджера с клиентом). Только после сбора данных и анализа можно сформировать верную стратегию SERM. Кроме того, даже если вы сможете убрать негативный отзыв из топа, а ситуация внутри компании не измените, очень скоро получите новый негатив. Это как играть в Whack-a-mole. Именно поэтому SERM ещё и тот инструмент, с которым нельзя поработать единожды и забыть, только постоянный процесс приведет к успеху.